Чем покрыть голову в церкви
Покровение головы
Покрове́ние головы́ – религиозно мотивированная практика покрытия головы головным убором, берущая начало в Ветхом Завете, имевшая (и имеющая) множество региональных и локальных отличий на протяжении всей истории христианства.
История традиции
Традиция покрова головы при каких-либо священнодействиях и молитве является общей для всех древних семитских народов, а также прочих народов Плодородного полумесяца (региона на Ближнем Востоке от Египта на юго-западе, через Левант и вдоль долин Тигра и Евфрата вплоть до Басры и Персидского залива). Данная традиция распространялась не только и не столько на женщин, сколько на вообще всех верующих. Покрытие головы символизировало трепет, страх, благоговение, покаяние, смирение. Первосвященники и священники Ветхого Завета покрывали головы специальными головными уборами. Практика молитвенного покрытия головы (כִּסּוּי רֹאשׁ, киссуй рош) как для мужчин, так и для женщин до сих пор остается частью богослужебной традиции иудаизма.
В Ветхом Завете мы находим следующие свидетельства о покрытии головы женщиной:
«И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась» ( Быт.24:65 ) – в данном отрывке речь идет о Ревекке, невесте праотца Исаака.
«…и поставит священник жену пред лицо Господне, и обнажит голову жены, и даст ей в руки приношение воспоминания, — это приношение ревнования, в руке же у священника будет горькая вода, наводящая проклятие» ( Чис.5:18 ) – описывается испытание неверности жены, из цитаты следует, что испытуемая женщина изначально находится на территории храма с покрытой головой, но впоследствии голова обнажается.
В Новом Завете содержится единственный отрывок, посвященный покрытию головы:
«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава — Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов». ( 1Кор.11:2-10 ).
Надо отметить, что апостол Павел пишет не для иудеев, а для христиан. Кроме того, можно отметить, что на момент жизни апостола Павла былая еврейская традиция покрытия головы на молитве как мужчинами, так и женщинами сошла на нет. В частности, на фресках синагоги в Дура-Европос (конец II в. – начало III в.) еврейские мужчины уже изображаются без головных уборов. Традиция ношения головных уборов остается лишь за женщинами, а также особо благочестивыми мужчинами и мужчинами высокого социального положения. Отчасти, отказ от головных уборов во время молитвы мог быть связан с эллинизацией еврейского народа, что также сказалось и на практике ношения коротких стрижек у мужчин, вместо длинных волос (что подтверждается некоторыми реконструкциями обликов древних иудеев, в частности, реконструкции исследователя Ричарда Нива). Опять же, приводимое ниже апостолом Павлом в пример отращивание волос мужчиной в качестве негативной характеристики также соответствует довольно поздней традиции уже эллинизированного иудаизма («иудаизма рассеяния»). В частности, для древнего Израиля отращивание волос мужчиной могло знаменовать особый обет Богу, посвящение себя Богу (как в случае с судьей Самсоном). В частности, во времена апостола Павла существовала традиция назорейства (ивр. נָזִיר [назир] «посвящённый Богу»), о которой упоминают такие авторы как Иосиф Флавий (ок. 37 – ок. 100). Однако, ещё раз заметим: христианство не есть трансформированный иудаизм рубежа завершения времени действия Ветхого Завета и начала действия Нового. Христианству присущи свои религиозно-обрядовые нормы и своя религиозно-обрядовая символика.
Между тем, о том, что женщине необходимо покрывать голову на молитве и в жизни писали Тертуллиан1 (155/156 – 220 ⁄ 240), свт. Григорий Богослов2 (325–389), свт. Иоанн Златоуст3 (ок. 347 – 14 сентября 407) и многие другие ранехристианские писатели. В святоотеческой традиции ношение платка женщиной является символом ее покорности – добродетели подчиненного лица. Мужчинам же (не имеем в виду священнослужителей) нельзя носить головной убор в храме по причине того, что они являют собой для женщины образ Самого Бога. Об этом, в частности, пишет один из величайших Отцов Церкви, свт. Иоанн Златоуст: «Итак, покрытие есть знак покорности и подчинения; оно побуждает смотреть вниз, смиряться и соблюдать добродетель, ибо добродетель и честь подчиненного состоят в том, чтобы пребывать в послушании. Мужу не предписывается делать это, ибо он есть образ Самого Господа; а жене справедливо предписывается»4.
В христианской традиции покрытие своей головы является нормативным образом молящейся женщины, а также нормативным иконографическим образом женщин-святых.
В Средние века и позже покрывание головы платком или иным головным убором свидетельствовало о благонадежности женщины, ее благочестия, и данная норма применялась не только относительно храмового богослужебного пространства, но и относительно обыденной жизни в принципе. Непокрытая голова женщины трактовалась как ее принадлежность или к низшему сословию, или к профессиям низкого рода.
Изменения отношения к ношению головного убора женщиной (отмена обязательного ношения головного убора в публичном пространстве) наступили в эпоху позднего Модерна (вторая половина XIX века – середина и конец XX века) и являются сравнительно недавним в историческом измерении явлением.
Современное состояние и практики в разных христианских деноминациях
Во многих христианских деноминациях существует традиция ношения женщиной головного убора в храме и/или во время публичного богослужения. Однако, различаются отдельные региональные традиции ношения подобного элемента одежды, общие требования и жесткость относительно их соблюдения. В частности, чем более традиционно ориентирована община, тем более строгими являются требования как к факту ношения, так и к формам головного убора. Это касается в том числе и соблюдения этнических и региональных традиций. Так, например, индийские христианки носят не классический платок или североамериканский чепец (одежда консервативных протестанток), а свой национальный вариант платка – дупатта.
Так, среди набожных коптов до сих пор сохраняется традиция не только ношения платка женщиной, но и сокрытия лица особым полотном черного цвета, что внешне может напоминать мусульманскую женскую одежду.
В старообрядчестве (в большинстве согласий) принято ношение белого непрозрачного платка, который фиксируется английской булавкой или заколкой под подбородком.
Некоторые консервативные протестантские общины (например, амиши) обязывают женщин носить головные уборы не только во время богослужения, но и в повседневной жизни. Таковыми головными уборами выступают чепец или капор.
В Западной Европе, Северной и Латинской Америке помимо платка достаточно развита традиция ношения шляпок, иногда выполняющих лишь декоративную функцию (в таком случае большая часть волос остается не покрыта, а сама шляпка выполняет роль положенного женщине головного убора).
В современной Греции и на Кипре традиция ношения головного убора женщиной в православных храмах практически сошла на нет, как правило, женщине достаточно иметь короткую стрижку или аккуратно прибранные волосы. Аналогичная ситуация наблюдается во многих современных протестантских деноминациях.
В современной Русской Православной Церкви общепринятой практикой является покрытие головы в храме и во время публичной молитвы женщинами, вне зависимости от их возраста, социального статуса и семейного положения. При это форма и тип головного убора не нормированы и могут быть любыми (хотя, в подавляющем большинстве случаев это платок). В рамках домашней молитвы или внебогослужебных приходских активностей женщины могут как покрывать, так и не покрывать голову, в зависимости от принятой на приходе практики.
Примечания:
3 Николай Николаевич Шаблевский. Толкование слов святого Апостола Павла «ὀφείλει ἡ γυνὴ ἐξουσίαν ἔχειν ἐπὶ τῆς κεφαλῆς διὰ τοὺς ἀγγέλους» ( 1Кор.11:10 ) в свете Быт 6:1–4 // Христианское чтение. 2018. №1.
Почему женщине нужно покрывать голову в церкви? Откуда пошел этот обычай?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Обычай, по которому женщина, заходя в храм, надевает головной убор, — дань традиции, которая уходит в ветхозаветные и античные времена. На Востоке покрывало для женщины до сегодняшнего выполняет важную функцию. И тогда, в древнем израильском обществе, и теперь, в традиционных восточных культурах, женщина не могла появиться в обществе с открытой головой. С одной стороны, покрывало указывало на подчиненное положение женщины, с другой — защищало от посягательств посторонних людей, обеспечивало ей безопасность и уважение, хранило ее скромность и целомудрие. Непокрытая же голова женщины была в античном обществе признаком легкомысленного поведения и низкой социальной ответственности.
Православная традиция, предписывающая женщинам покрывать голову, восходит к апостолу Павлу, который ясно пишет об этом в Первом послании к Коринфянам: …всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову (1 Кор 11:5). Речь здесь именно о сохранении приличий, благочестии во время богослужения и профилактике распущенности. Выбор адресата не случаен. Коринф был не только богатым и процветающим городом, но и славился царившими в нем вольными нравами. Задолго до апостольской проповеди здесь находился известный храм в честь греческой богини любви Афродиты и была распространена так называемая. священная проституция. И хотя ко времени апостола Павла Коринф был уже не тем, что раньше — он сильно пострадал в 146 году, во время римского завоевания, — в нем вновь процветали роскошь и разврат.
Коринфские христиане жили в окружении язычников, среди которых было немало женщин. Нередко последние, впадая в экстаз во время языческих радений, переставали себя контролировать, впадали в исступление, сбрасывали головные уборы и оказывались простоволосыми. Тем самым они словно бы демонстрировали, что, охваченные мистическим восторгом, совершенно не беспокоятся об общественных условностях. Многие из новообращенных коринфских христиан сами еще недавно были язычниками и невольно могли привнести в новую церковную реальность привычные им модели поведения, далекие от христианского благочестия. Не случайно, именно обращаясь к коринфянам, апостол Павел напоминает о том, что женщинам следует молчать в церкви, чтобы все было благопристойно и чинно (1 Кор 14:34, 40).
Таким образом, ношение в церкви головного убора — обычай, уходящий в глубь веков, но при этом связанный с конкретными обстоятельствами места и времени и не имеющий отношения к догматической стороне вероучения. И сегодня даже в православном мире можно видеть разнообразие традиций. Так, в странах, находившихся долгое время под турецким игом, женщины редко покрывают голову в храме. Дело в том, что завоеватели требовали от женщин носить покрывало, и в храме, чтобы почувствовать себя свободными от чуждых обычаев, христианки находились с непокрытыми головами. В России же традиционно мужчины при в ходе в храм снимают головной убор, а женщины, наоборот, надевают.
Общий смысл апостольского наставления — в соблюдении приличий, в том, чтобы внешний вид приходящего в храм не вызывал смущений у окружающих, чтобы ничто не отвлекало людей от молитвы.
Какого цвета надевать платок женщинам в церковь?
О традиции ношения платка
В храме порой приходится сталкиваться с негативным отношением со стороны прихожан к женщинам без платка. Традиция ношения головного убора возникла во времена апостола Павла. Верный ученик Христа говорил о необходимости покрывать голову замужним женщинам. Платок, а в прежние времена – покрывало, символ принятия мужниной власти, покорность перед его волей. Вот только первые христианки истолковали данные слова несколько иначе. Женщины выходили на улицу с покрытой головой, как требовали тогдашние правила приличия. Муж мог развестись с женой, посмевшей появиться на людях без головного убора, лишить ее приданного и выгнать прочь. В кругу своей семьи и на Богослужениях замужние особы щеголяли простоволосыми (с дозволения супруга).
В отношении семьи – понятно, муж разрешает и все такое… Причем Богослужения? Дело в том, что община считалась второй семьей. А какое может быть стеснение среди своих. Вот христианки и снимали покрывало с головы, приходя на совместную молитву. Женщины давали повод для пересудов тем, кто ненавидел христианство, доносил на его последователей. Злые языки поговаривали о развратном поведении дам, позволяющих себе снимать головной убор за закрытыми дверями молельных домов.
Сплетни дошли до апостола Павла. Ученик Христов понимал, что такое поведение православных христианок – не есть хорошо. И тогда апостол сказал:
После слов апостола Павла, первые христианки прекратили свою практику. А глядя на них, традицию продолжили из века в век остальные женщины. В наше время, платок на голове символизирует смирение и покорность самому Господу нашему Иисусу Христу. Вот почему данный головной убор носят маленькие девочки, девушки и замужние женщины.
Надо ли носить платок современным женщинам?
Молодые священнослужители иногда относятся к соблюдению древних традиций несколько прохладно. Самое главное – спасение человеческой души, принятие Святых Христовых Тайн (причастие). Все остальное сродни шелухи. Как сказано выше, платок – символ смирения перед Господом, маленькая жертва Спасителю за то, что Он сделал для рода человеческого.
Почему жертва? Дело в том, что ношение платка, особенно летом, то еще удовольствие. Приходится претерпевать жару, голова потеет, платок приклеивается ко лбу и щекам. Приятного мало, но православные христианки стоически терпят неудобства.
Мы, в отличии от первых последователей Христа, не в состоянии совершать такие подвиги, как они. Вот и приносим Господу маленькие жертвы в качестве благодарности за Его любовь и милость к нам.
О расцветках платков
Одеяния священнослужителей зависят от тех или иных праздников. Когда празднества посвящены Спасителю, духовенство облачается в белые ризы, а прихожанки – в платки такого же цвета. Голубые платки христианки повязывают в дни праздников Пресвятой Богородицы, желтые – в воскресные службы. Стоит внимательно приглядеться, становится понятным – все цвета радуги присутствуют в торжественных, церковных одеяний (в буквальном смысле слова): голубой, желтый и их оттенки, зеленый, фиолетовый, красный.
Благочестивые женщины, собираясь на праздничное Богослужение, надевают платок определенного цвета. Давайте подробнее поговорим об этом.
Белый платок
Женщины могут надевать белые платки на Пасхальное Богослужение, воскресные службы (воскресение – малая Пасха), и остальные праздники, посвященные Спасителю. Это Рождество, Богоявление, Вознесение, Преображение.
Собираясь на крещение или венчание, желателен белый головной убор.
Почему женщины в церкви покрывают голову платком
Кто-то задумывается, почему в русской православной церкви женщины покрывают голову платком, кто-то воспринимает это как должное, не интересуясь, откуда пошла эта христианская традиция. Истинно верующие люди, внимательно изучающие Священное Писание (Евангелие, Библия), знают, откуда пошел этот обычай.
Откуда пошел обычай?
Во времена апостола Павла ходить с непокрытой головой могли молодые незамужние девушки. Волосы носили длинные, стричь их было позором, они были символом добродетели. Стригли и брили их блудницы. Замужних женщин с распущенными волосами считали распутницами, вступив в брак, они не могли появляться на людях с непокрытой головой. Только супруг мог смотреть на волосы.
Апостол Павел в разделе священного текста «Послание жителям города Коринфа» (стих 1-16, глава 11), с одной стороны, отразил нравы своего времени, а с точки зрения христианства, объяснил, зачем женщины при входе в храм должны покрывать голову.
Апостол хотел, чтобы люди, стоя перед крестом в храме, вспоминая жертву Бога, вели себя соответствующе. На экклесии мужчина молящийся, пророчествующий должен являть собой образ Христа, быть с непокрытой головой. Женщина являть собой образ Церкви, покрывать во время молитвы голову, демонстрировать покорность Слову Божию, одновременно покрывать свои грехи.
Мнение церкви
Тексты Библии в отношении культуры поведения и одежды в стенах храма следует трактовать согласно времени, традициям конкретной страны. Верующие должны носить в церкви одежды, не дискредитирующие христианскую веру.
Детальное учение о необходимости головного убора в храме отсутствует. Служители разных православных церквей трактуют по-своему тексты Священного писания, написанного на древнем языке. Слова «стыд» и «слава», которые использует апостол Павел в своих стихах, в разных странах имеют свои культурные особенности.
В Греции православные верующие любого пола посещают храмы и молятся Господу, не покрывая головы. Эта традиция появилась во время турецкого нашествия на страну. Мусульмане принуждали женское население страны носить во всех людных местах хиджаб — покрывало, закрывающее голову и большую часть фигуры.
Греки, принявшие христианскую веру, протестовали против принудительной исламизации. Храмы посещали в ночное время. При входе принципиально снимали головные уборы. Этой традиции более 200 лет. Современные гречанки в храмах не покрывают голову, служители церкви не признают это нарушением религиозных правил.
В православной России сложились свои исторические традиции. Начиная с XV века на их формирование влиял сборник Домострой. Он содержал наставления, касающиеся правил, главным образом религиозных и семейных. Согласно Домострою, женская голова, прикрытая платком, символизирует смирение, скромность, подчинение жены мужу. По традициям тех времен и состоящие, и не состоящие в браке женщины должны были прикрывать голову платком, входя в церковь.
Современные женщины имеют равные права с мужчинами в обществе, семье. Платок, как символ покорности, утратил свою актуальность. Служители церкви не настаивают на покрытии головы. Сами верующие сохраняют старинные христианские традиции, следят за выполнением, прививают их своим детям. Даже маленьким девочкам повязывают при входе в храм платочек.
Рекомендации по выбору головного убора
Цветовая гамма является обязательным атрибутом православной символики, отражает духовную суть богослужения. Облачения священников по цвету строго соответствуют церковным канонам. У истинно верующих прихожанок есть праздничные платки разных оттенков. Существуют правила, когда их надевать.
Цвет головного убора (шарфа, платка) | Обряды, службы | Церковные праздники |
Белый — символ радости | Венчание | Богоявление |
Крещение | Сретение Господне | |
Обряд погребения | Вознесение Господне | |
Красный — символ крови Христа | О мучениках | Пасха (40 праздничных дней) |
Темно-бордовый | – | На Страстной неделе (Великий четверг) |
Оттенки желтого и оранжевого — символ торжества и достоинства | В воскресные, но не праздничные дни | На богослужении в честь Иисуса Христа, апостолов, пророков, равноапостольных, святителей |
Зеленый — символ животворения | – | Вербное Воскресенье, Троица, дни памяти преподобных, Понедельник Святого духа |
Синий и голубой — непорочность | Дни, когда почитают икону Пресвятой Богородицы | Успение, Покров, Благовещение |
Фиолетовый — страдания Христа | Воскресные службы, проходящие в дни Великого поста и Крестопоклонной недели | Воздвижение |
Черный, темный синий и коричневый | Великий пост и Страстная седмица — будни, дни траура | Литургия Преждеосвященных Даров |
Можно покрывать голову платками в цветочек. Такой покров самый распространенный. Церковь не требует в точности соблюдать требования, перечисленные в таблице, можно придерживаться простых правил:
Выбор цвета и рисунка платочка — личное дело верующей, отражение ее истинной любви к Господу, ее христианского смирения.
Как правильно повязать платок
Волосы всегда считались символом женской красоты, привлекали к себе внимание. В любые времена было не принято делать пышные прически при посещении храма. Экстравагантных особ, нарушающих это требование, просто не пускали в церковь. Эта традиция сохранилась. Волосы аккуратно укладывают. На голову повязывают платок либо надевают:
Церковные платки прихожанки носят по-особенному. Исключены банты причудливой формы и узлы сложной формы. Носить головной убор можно по старинному православному обычаю — прикрыть платком лоб, края под подбородком скрепить булавкой.
Молодым девушкам и женщинам можно набросить легкий платок на голову, концы перекинуть за спину и там связать на шее свободным узлом. Шелковые шарфы не завязывают, один или оба конца перекидывают за плечи либо фиксируют при помощи скромных заколок. Платки, палантины, шарфы не должны спадать с головы во время молитвы, отвлекать верующую и других прихожан от молитвы, общения с Господом.
Православная Жизнь
Отвечает Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии.
В церковных правилах нигде не говорится о том, что именно платок должен покрывать голову женщины во время богослужения. Поэтому начать следует, прежде всего, с вопроса о том, насколько вообще необходим головной убор для женщины. Святой апостол Павел, говоря о взаимоотношениях мужчины и женщины, указывает, что на голове женщины должен быть покров, как символ ее подчиненности мужу (см.: 1 Кор. 11:3–15). Это значит, что не для всех женщин требуется специальный головной убор при молитве в храме, но только для незамужних. Раньше, кстати, именно так – по головному убору – в храме и определяли, замужняя женщина или нет. И при этом не устанавливается, каким именно он должен быть – покровом, который закрывает всю голову и плечи, или же обычной шляпкой.
В то же время мы понимаем, что в храм приходят для молитвы. Молитва – это не что иное, как общение с Богом. А для Бога неважно, в чем мы приходим в Его дом, для Него важнее – с чем мы туда приходим, с каким сердцем. И если женщина, которая идет на работу мимо храма, вдруг почувствовала сильное желание войти и помолиться, даже если при этом она одета в брюки и не имеет платка на голове, – это не повод, чтобы не пускать ее в храм.
С другой стороны, ношение головного убора женщиной при богослужении является определенной традицией. Святой апостол Павел заповедует, что в Церкви «всё должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40). Да, мы можем знать о том, что женщина в храме может молиться без головного убора. Но знание, по словам святого апостола Павла, надмевает, и только любовь – назидает (1 Кор. 8:1). Тот же апостол несколько далее замечает: «Берегитесь, чтобы свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (1 Кор. 8:9). Если женщина идет в храм без головного убора и при этом понимает, что тем самым может вызвать возмущения со стороны более зрелых «ревностных» прихожанок, которые не могут без того, чтобы не сделать кому-нибудь замечание, но при этом все равно делает по-своему, как бы бросая им вызов – это уже не по-христиански. Еще в V веке Блаженный Августин выразил главный принцип христианских взаимоотношений: в главном – единство, во второстепенном – многообразие, а во всем – любовь.
Главное, к чему мы призываемся в Церкви, – это к любви, ее умножению и распространению. Да, мы можем делать многие вещи и это не будет грехом с точки зрения учения Церкви. Но если при этом какой-нибудь наш уверенный поступок послужит соблазном для ближних – тогда это уже не любовь. А значит от таких поступков лучше отказаться.
Таким образом, ответ на поставленный вопрос может быть только один: женщина может приходить в храм в любом головном уборе (и даже без него), но только при одном условии – если ее внешний вид не будет соблазнять других прихожан.