Чем покрасить рамку иконы
Восстановление старинного киота для иконы: смело беритесь за дело
Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!
Любое копирование материалов запрещено!
17.09.2014 год.
публицист, собиратель, эксперт, путешественник.
Мы не устаем повторять, что киот необходим для старинной иконы. Киот для иконы нужен для основной цели – сохранения старинного живописного образа. Киот защищает икону от воздействий атмосферы и от механических повреждений, от копоти и пламени свечи или лампады. Киот создает и особый микроклимат, который выравнивает перепады температуры и влажности, одним словом, застекленный ящик обеспечивает для Вашей иконы наилучшие условия хранения, близкие к музейным.
Но старинная икона может быть помещена и в современный киот, многие так и поступают – стараются выполнить киот для иконы на заказ. Однако на наш взгляд, старинная икона гармоничнее смотрится в старинном же киоте и поэтому многие владельцы старинных икон предпочитают хранить их в столетнем киоте. Тут есть и еще один важный аспект: старое дерево такого ящика не выделяет вредных, для иконы, веществ. Оно выдержанное и не подвержено деформациям, то есть старинный киот по всем параметрам предпочтительнее для старинной иконы.
Киот можно подобрать, если икона стандартного размера, например, на нашем сайте есть выбор старинных киотов.
Часто владельцы старинных икон сталкиваются с тем, что икона попадает к ним уже в киоте, но киот сам выглядит неприглядно. Действительно, старинные киоты часто даже выбрасывают из-за того, что в существующем плачевном состоянии их трудно разместить в современном интерьере, уж больно страшно они выглядят после ста с лишним лет эксплуатации.
Что же делать? Мы предлагаем вам их отреставрировать, подождите отправлять киот на помойку!
В этой статье мы опишем два случая восстановления старинных киотов с тем, чтобы утвердить в Вас основную мысль: даже при самых запущенных случаях можно из помоечного, на первый взгляд, предмета, сделать настоящую конфетку!
Итак, возьмемся за дело!
Первый киот был просто ужасен. Мало того, что его красили неоднократно краской, он еще и потерял куски шпона, а рамка киота после того, как мы вытащили стекло, просто развалилась на части! Фурнитура также пришла в негодность, но все это нас не испугало: руки человеческие способны на многое!
Мы рекомендуем каждому, кто собрался восстанавливать старинный киот, запастись инструментом и терпением, но главный совет тут другой: занимайтесь реставрацией на открытом воздухе, в квартире проводить такие пыльные и «ароматические» работы мы категорически не рекомендуем. Также советуем пользоваться средствами защиты органов дыхания, ведь пыль, образующаяся во время работ, чрезвычайно неприятная.
Первым делом начинаем бороться с многослойным красочным покрытием. Тут не обойтись без строительного фена, который очень быстро справляется с толстым слоем масляной краски, размягчая его до состояния, при котором краска удаляется шпателем или скребком очень легко.
В результате двухчасовой очистки киот буквально разваливается на куски: как выясняется, под слоем краски есть еще и бумага, которая выполняла роль скрепляющего материала для деталей рассохшегося старинного киота. Ну ничего, это дело поправимое, склеим все обратно!
Развалившуюся рамку крепим к рабочему столу при помощи струбцин и пользуясь уголком выравниваем прямые углы. Рамка состоит из множества деталей и кусочков. В процессе сборки мы все их соберем в нужном порядке, а крепить их мы будем при помощи замечательного столярного клея!
Пока у нас сохнет рамка, переходим ко второму киоту, который также требует обработки, но тут другая проблема – у основного ящика не хватает нижней боковой детали. Ничего страшного, мы ее изготовим сами! Для этого берем деревянный (сосновый) брусок и выпилив шип, вставляем в пазы, крепим его к боковым деталям и заднику опять же при помощи столярного клея, а фиксируем на время склейки двумя струбцинами:
Получается вот так:
Видите, угол пока грубый, не скругленный? Теперь при помощи напильника и абразивной сеточки мы его скругляем до нужного радиуса и получается вот такой идеальный уголок:
В своей работе мы используем именно абразивную сеточку, закрепленную в удобном зажиме. Такая сеточка не забивается древесной пылью и действует бережно:
Шпон на боковых сторонах киота выкрошился, поэтому теперь надо при помощи столярного клея проклеить все сколы, стараясь сделать так, чтобы клей проник под шпон и надежно зафиксировал рваные края сколов:
После того, как края и отслаивающийся шпон надежно проклеены, приступаем к зашкуриванию обоих киотов. Это нужно для того, чтобы очистить поверхность шпона от остатков краски (на первом киоте) и от остатков лака – на втором. Впоследствии мы будем покрывать оба киота маслом и если не очистить поверхность шпона от старых лакокрасочных покрытий, то масло будет впитываться не равномерно, не получится сделать вид поверхности однородным. Зашкуривать надо очень тщательно, использовать опять лучше сеточку, ведь шкурка моментально забивается вязкой красочной или лаковой пылью!
Вот все и готово, посмотрите, как должен выглядеть тщательно отшкуренный киот:
Теперь настало время избавиться от сколов шпона. Для этого берем силиконовый шпатель и специальную шпатлевку по дереву, желательно тонированную в тон древесины:
Наносить шпатлевку нужно аккуратно, тщательно втирая ее в сколы и трещины. Часто после высыхания и шлифования выясняется, что в глубоких трещинах и провалах шпона шпатлевка просела или даже растрескалась. Ничего страшного – просто зашпатлюйте эти места еще раз!
После полного высыхания шпатлевки (не стоит торопиться, подождите ровно сутки), приступаем к шлифованию. Задача тут простая – надо выгладить зашпатлеванные места так, чтобы их уровень совпал с уровнем шпона. Используйте шкурку или сеточку с мелким абразивом чтобы поверхность получилась гладкой и ровной.
Когда все готово, можно приступать к финишному покрытию. Тут каждый из Вас может пойти своим путем. Кто-то предпочтет лак, кто-то воспользуется бесцветным или тонированным воском. Мы же решили применить для финишного покрытия особое масло. Это экологичное масло обеспечит и дыхание поверхности и защитит киот от любых невзгод. Масло даже защитит его от воды, так что киот в дальнейшем можно будет подвергать не только сухой, но и влажной уборке, а это очень важно, ведь киот уже просуществовал 100 с лишним лет, как знать, может быть, и в Вашей семье он проживет вместе со старинной иконой еще пару сотен лет, а то и больше?!
Покрытие наше тонированное, черного цвета, то есть оно будет практически полностью приближать киот к первоначальному виду. Масло очень практичное в нанесении – оно не имеет запаха, очень экономично в расходе и сохнет всего двадцать минут. Наносим мы его при помощи кусочка фланели, втирая небольшое количество масла в древесину.
После того, как масло высохнет, необходимо провести полировку. Для этого используем сначала кусочек натуральной шерсти, а затем обычную бумажную салфетку. После полировки киот оставляем окончательно сохнуть еще сутки.
Важно отметить, что киот не получается в конечном итоге радикально черного цвета. Масло полупрозрачное и коричневый тон шпона делает конечный цвет очень приятным, благородным и теплым.
Темное масло сглаживает переходы тонов между натуральным шпоном и теми местами, которые нам пришлось зашпатлевать.
На заключительном этапе крепим на киоты новую фурнитуру – защелки, петли, подвес и вставляем стекла.
Стекла предварительно тщательно моем, ведь от чистоты стекла во многом зависит хороший вид восстановленного киота!
Стекло в киотной рамке фиксируем при помощи акрилового герметика. Это очень удобно и быстро, а к тому же герметик в отличие от гвоздей надежно фиксирует тонкую рамку, придает ей раз и навсегда нужную форму. Герметик применяем также тонированный, цвета красного дерева.
Ну что же, работы закончены и можно с удовольствием полюбоваться своей работой!
Как видите, никаких особых инструментов и навыков в нашей работе нам не понадобилось. Тут большую роль играет лишь Ваше желание, терпение. Мы уверены, что таким образом можно подарить вторую жизнь большинству старинных киотов и если Вы хотите восстановить имеющийся у Вас старинный киот, смело беритесь за дело!
Мастера!Посоветуйту пожалуйста чем обновить иконостас?
Дорогие мои мастера, жду от вас помощи! Нужно отреставрировать иконостас годов 20-х того века.Чем был покрашен не знаю, но краска осталась (пробовала шкурить, вроде терпимо, счищается).Был он красный с позолотой. Мне тут принесли грунт и к нему разбавитель и отвердитель и лак, к нему то же разбавитель и отвердитель.И есть марилка под красное дерево. Всё вроде как на ацетоне. Принесли, сказали всё получится.Но я сомневаюсь, что морилка ляжет на грунт нормально. И вы может подскажете, чем еще менее трудоёмко можно воспользоваться?Обязательно всё шкурить начисто? И с золотом не знаю как быть.(Я чё то по жизни то красила, но не двукомпонентными составами и это было менее обязывающе сделать хорошо).
Ява написал :
Нужно отреставрировать иконостас годов 20-х того века.
» Иконоста́с (ср.-греч. εἰκονοστάσιον) — алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.»
Википедия.
Можно поподробнее сообщить, что собственно окрашивается/реставрируется? Сами иконы? Перегородки? Оклады?
Какие поверхности?
Ява. Вообще то иконостасами,как и иконами и росписью занимаются специальные воцерковленные люди. Я бы не брался за реставрацию иконостаса на вашем месте,а поискал бы по церковным форумам специалистов
Ява написал :
И с золотом не знаю как быть
посмотрите по ссылке » >
Лида написал :
а настоящий вид изделия будет навсегда утрачен.
вряд ли в 20-е годы прошлого столетия делали что-то стоящее
midav написал :
вряд ли в 20-е годы прошлого столетия делали что-то стоящее
Это годы расцвета всех видов изобразительного искусства в России, что не могло не сказаться и на прикладных видах искусства. Но даже если он похож на кухонный плинтус, в чём я сильно сомневаюсь, не думаю, что, придав ему новенький вид с помощью красивой краски, можно создать произведение искусства, а не кич или лубок. А когда речь идёт об иконостасе, а не о прикольной рамочке для постера, нужно сто раз подумать прежде, чем решиться на сколь-нибудь серьёзные изменения.
Лида написал :
можно создать произведение искусства, а не кич или лубок.
Не соглашусь. Скорее всего, он изначально был лубочным. Было бы ему 1000лет, простительно, но сохранять то что никогда и не было произведением, оправдывая это тем что это ИКОНОСТАС неправильно.
Лида написал :
Это годы расцвета всех видов изобразительного искусства в России
Это после гражданской войны?
midav написал :
Сообщение от Лида
Это годы расцвета всех видов изобразительного искусства в России
Это после гражданской войны?
Вот-вот.
Впервые слышу, чтобы в это время кто-то возводил и оборудовал храмы.
По-моему происходили как раз обратные процессы.
ИМХО, конечно.
Труженик написал :
Вообще то иконостасами,как и иконами и росписью занимаются специальные воцерковленные люди.
Иконостас конечно лубочный.Очень простой.Батюшка не против моего вмешательства.А добровольцев то, кроме меня, больше нет. Это в Тверской области. А может поехали все вместе, а! Было бы здорово.(Там еще трёх иконостасов совсем нет.Этот один цел как то). Спасибо вам всем огромное. Разложила всё как то в голове по лучше.
midav написал :
Это после гражданской войны?
Представьте себе
Красильщик написал :
Впервые слышу, чтобы в это время кто-то возводил и оборудовал храмы.
В деревнях могли ещё не знать, что новые власти отменили Бога.
Ява написал :
Иконостас конечно лубочный.Очень простой.Батюшка не против моего вмешательства.А добровольцев то, кроме меня, больше нет.
Я подумаю нед этим. Спасибо
Лида написал :
В деревнях могли ещё не знать, что новые власти отменили Бога.
Вы бы ещё сказали, что в деревнях ни про новую власть вообще, ни про Гражданскую войну, ни про «Пролетарский террор». Ни, тем более, про продразверстку «ни сном, ни духом. «.
Какое-то «счастливое детство», однако.
Красильщик написал :
Вы бы ещё сказали, что в деревнях ни про новую власть вообще, ни про Гражданскую войну, ни про «Пролетарский террор». Ни, тем более, про продразверстку «ни сном, ни духом. «.
Какое-то «счастливое детство», однако.
Способы и правила домашней реставрации икон
Старые иконы передаются из поколения в поколение в качестве семейных реликвий. Действительно, эти религиозные атрибуты наделены невероятной чудодейственной силой, в чем и заключается их высокая ценность. Но к сожалению, мощь иконы не защищает ее саму от старения — потускнения красок, деформации и других дефектов. Поэтому каждый человек, которому досталась такая ценная вещь, как икона, должен знать о том, как выполняется реставрация иконы в домашних условиях, а также ее чистка.
Хранение
Для того чтобы не допустить воздействия разрушительных факторов на икону, следует позаботиться о ее правильном хранении. Икона может испортиться от сырости, холода и жары, поэтому нельзя допускать воздействия этих факторов на хранимую реликвию. Жуки-точильщики, пары кислот и растворителей, копоть и дым также могут навредить старинным иконам.
Идеальной температурой воздуха для хранения икон является 15-18 градусов по Цельсию. При этом влажность не должна превышать 65%. Для создания идеальных для хранения иконы условий рекомендуется купить киот — специальный застекленный ящик. Особенно он необходим для хранения рукописных икон. Киот не должен быть безупречно герметичным, ведь икона, находящаяся в нем, должна «дышать».
Многие владельцы икон с целью придания реликвии блеска и идеального внешнего вида покрывают ее поверхность растительными и минеральными маслами. Этого делать не стоит, поскольку со временем масло, попавшее в микротрещины на слое краски, может привести к искажению цветовой гаммы иконы. Если есть желание вернуть иконе первозданный блеск, рекомендуется использовать льняную олифу (ею покрывают изображение) и восково-скипидарную смесь (для обработки тыльной стороны и боковин).
Этапы реставрации иконы
Чистка и реставрация
Со временем икона портится из-за скопления на ее поверхности пыли и грязи. Как почистить и восстановить икону:
1) Если причиной потускнения иконы стало образование слоя копоти, то стоит обратить внимание на такой способ чистки: берут по 2 части скипидара и спирта, а также 5 частей холодной кипяченой воды и 1 желток яйца. Из этих компонентов следует приготовить смесь, которой нужно пропитать кисть и обработать ею всю поверхность иконы, нуждающейся в очистке. В конце манипуляции рекомендуется обработать икону чистым ватным диском для того, чтобы удалить остатки средства для чистки. Этот способ ухода за иконами подходит в том случае, если сохранился слой краски.
2) Если пострадал красочный слой иконы, к примеру, на нем образовались трещины, то поврежденную краску рекомендуется укрепить. Сделать это можно с помощью средства, приготовленного из желтка яйца, трех частей воды и двух частей спирта. Из перечисленных компонентов следует приготовить эмульсию. Ею стоит обработать поврежденные на иконе участки, после чего просушить их, воспользовавшись электролампой. Затем процедуру реставрации следует повторить.
3) Разрушение левкаса (так называют грунт, которым покрывают основание иконы) также можно исправить в домашних условиях с помощью подручных средств. Перед тем как приступать к работе по реставрации левкаса, следует узнать, какими средствами нельзя пользоваться. Прежде всего речь идет об искусственном клее «Момент», суперцементе и тому подобным средствам. То же самое касается и воска, а также олифы. Для укрепления левкаса можно воспользоваться клеем ПВА, разведенном в равных частях со спиртом. Если же этого средства нет в наличии, то можно заменить его камедью, рыбным клеем или мучным клейстером.
Как восстановить левкас? Для начала следует пропитать его разбавленным водой клеем (3% состав). После можно осуществить пропитку чешуек левкаса более концентрированным клеем (7%). По окончании работы на обработанные участки следует положить утяжелители, к примеру, мешочки с сухим песком.
4) Деформация доски, на которой была написана икона, также является распространенной проблемой, связанной с хранением религиозной атрибутики. Прежде всего следует отказаться от выравнивания досок, ведь таким образом можно за считаные секунды безвозвратно испортить икону. Если на доске появились трещины, то заделать их можно с помощью массы, состоящей из клея, опилок и мела. Этой смесью рекомендуется заполнить трещины на иконе (тыл и боковые стороны).
Часто причиной разрушения доски, на которой написана икона, являются жуки-точильщики, которые могут жить внутри доски на протяжении многих лет. Чтобы уничтожить этих жучков и уберечь икону от дальнейшей порчи, следует приготовить средство из трех частей скипидара и двух частей воска. Готовить массу следует на медленном огне. Как только средство приготовится, следует взять кисть, окунуть ее кончик в полученную массу и тщательно пропитать все трещинки и поры в доске. После доску следует положить в полиэтиленовый пакет, туго завязать его оставить на 2-3 недели.
5) Иконы, изготовленные из драгоценных металлов (золота, серебра), не только красивые, но и дорогостоящие. Однако со временем и они могут нуждаться в чистке и реставрации. Для чистки таких икон следует приобрести специальное средство для ухода за ювелирными изделиями или пасту ГОИ. Из наиболее чадящих средств для чистки икон из серебра и золота можно выделить мыльный раствор. Готовым средством следует пропитать кончик ватной палочки и аккуратно обработать им места, нуждающиеся в чистке.
6) Со временем на иконах могут образовываться дефекты, которые не получиться исправить самостоятельно. К примеру, это образование слоя окислов на изделии (это касается икон, для изготовления которых использовалась медь или латунь). Окислы удаляются специальными кислотами, которые требуют умелого обращения, поэтому доверить реставрацию иконы, испорченной окислами, рекомендуется профессиональному мастеру.
7) Доверить восстановление иконы мастеру-реставратору следует и в том случае, если она имеет оклад — пластину, изготовленную из металла, закрывающую все изображение за исключением кистей рук и лика святого. Неумелое снятие и чистка оклада может закончиться порчей иконы!
Поиск реставратора, которому будет доверен уход за семейной реликвией, требует внимания и ответственности. Такой мастер должен иметь большой опыт работы и большое количество положительных отзывов от предыдущих клиентов. Найти реставратора можно через приходской храм, ведь часто бывает так, что кто-либо из прихожан или духовенства имеет контакты опытного мастера, занимающегося реставрацией икон.
Два способа декорирования деревянных рамок
Меня много девочки спрашивали о том, как я крашу рамки для своих работ. Вот, наконец, созрела для мастер-класса 🙂
У меня как раз сейчас лежат две законченные вышивки, и я решила отснять процесс. Совместила приятное с полезным!
Итак, способ первый — окраска сухой кистью.
На фото, собственно, все, что нам понадобится: краска, деревянная рамка и кисть. Для этого способа я использую жесткую фактурную художественную кисть. Мне нравится, что от нее остаются полосы. Цвет рамки обычно подбираю под основной тон вышивки. В данном случае я смешивала фиолетовую гуашь и белую акриловую краску, чтобы получить лавандовый оттенок.
Способ очень быстрый и простой. На сухую кисть набираем немного краски, снимаем большую часть на бумагу, а уже остатки наносим на саму рамку движениями вверх-вниз. Не старайтесь проходить много раз по одному и тому же месту. Фишка этого метода в том, чтобы осталась видна древесина. К тому же вы сохраняете фактуру дерева, потому что краска ложится едва-едва, тончайшим слоем. Когда лавандовый слой высох, я решила, что он слишком котрастирует с цветом дерева, поэтому решила приглушить его белым акрилом. Метод тот же самый: кое-где нанесла сухой кистью белую краску и оставила сохнуть. Вуаля!
Метод второй — состаривание с помощью свечи. Немного затратный по силам и длительнее по времени, чем первый способ. Но какие получаются потертости! Ммммм!
У меня деревянная рамка из обычного багета, купленная в Передвижнике. Первым делом нам нужно обработать свечой все выступы и фактурные детали, чтобы краска потом легко снялась с этих мест. Просто берете в руку свечу и натираете рамку в этих местах.
Не забудьте перед окрашиванием стряхнуть парафиновые крошки кистью или салфеткой, а то у вас комки на рамке останутся!
Покрываем нашу рамку акриловой краской. Я делала два слоя, так как сама рамка у меня темная. Но вы смотрите сами, может и одного слоя хватить. Слои хорошенько просушиваем. Не переживайте, акрил сохнет быстро. Теперь берем наждачку (не очень крупную, а то куски вырывать будете. У меня 600) и легко, без нажима, начинаем снимать акрил в тех местах, где терли свечкой. Получаются очень красивые потертости 🙂
В конце можно покрыть лаком, но я обычно оставляю так. Даже если будет дальше сдираться краска — это нам и на руку. Будет винтаж-винтаж 🙂
Ну вот, в общем-то, и все секреты 🙂 Надеюсь, мастер-класс был полезным.