Чем подтвердить страну происхождения товара по 223 фз

Закупки по 223‑ФЗ: преференции российским товарам

257 s

Постановление Правительства от 16.09.2016 № 925 с 2017 года вводит новое правило в закупки по Закону 223-ФЗ. Государство решило активно поддерживать российских поставщиков и предоставило им преференции при участии в закупках. Как действует новое правило, рассмотрим в статье

С 1 января 2017 года российские поставщики, исполнители и подрядчики, которые участвуют в закупках по Закону № 223-ФЗ, находятся в более выгодных условиях по сравнению со своими иностранными конкурентами. Их товарам, работам и услугам установлен приоритет в размере 15% от цены договора.

Как действует приоритет?

Если проводится конкурс, запрос котировок, запрос предложений, а также обязательно есть заявки с указанием в качестве страны происхождения РФ и не РФ:

Если проводится аукцион и одновременно есть заявки со страной происхождения РФ и не РФ:

Никаких ограничений в отношении перечня товаров, работ, услуг, при закупках которых устанавливается приоритет, постановление № 925 не содержит.

Приоритет предоставляется при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ, осуществляемых любым способом, за исключением закупки у единственного поставщика.

Постановлением предусматривается, что для подтверждения российского происхождения предлагаемых товаров участнику закупки не потребуется представлять каких-либо документов, достаточно будет указать этот факт в заявке на участие в закупке.

Пример 1

В одной заявке импортный товар предлагается за 1000 рублей.

В другой заявке российский товар предлагается за ту же сумму, 1000 рублей.

При рассмотрении заявок заказчик руководствуется тем, что должен дать преференцию российскому товару в 15%, и считать, как будто бы цена российского товара 1000 рублей — 15%, т.е. 850 рублей. Таким образом победителем будет признана заявка с российским товаром, т.к. его цена с учетом преференции будет дешевле на 150 рублей (850 против 1000). Однако договор будет заключен по цене, предложенной в заявке, т.е. 1000 рублей.

Пример 2

В одной заявке импортный товар — 1000 рублей.

В другой заявке российский товар — 1150 рублей.

И опять же действует схема предоставлении преференции российскому товару в 15%. Цена российского товара будет 1150 рублей — 15%, т.е. 977,5 рублей. Победителем будет признана заявка с российским товаром, т.к. его цена с учетом преференции будет дешевле на 22,5 рублей (977,5 против 1000). Но договор будет заключен по цене, предложенной в заявке, т.е. по 1150 рублей.

В итоге заказчик обязан будет приобрести товар дороже на 150 рублей только по той причине, что он является российским. Да, это поддержка российского производителя, но поддержка, вынужденная и навязанная государством, т.к. заказчики по 223-ФЗ часто осуществляют закупки за счет собственного бюджета, а не за деньги государства.

Когда приоритет российским ТРУ не предоставляется

Случаи, в которых приоритет не предоставляется:

Какие изменения необходимо внести заказчикам в документацию

В Требованиях к содержанию, форме, оформлению, составу заявки:

В Положении и в документации:

В раздел документации про заключение договора:

В раздел документации про заключение договора и в проект договора:

Все изменения в Положение о закупке заказчики должны были внести до 1 января 2017 года. А начиная с этой даты должны применять национальный режим при рассмотрении, оценке и сопоставлении заявок, при заключении и исполнении договоров.

Источник

Вводят новые преференции по 223-ФЗ с 2020 года

Преференции по 223-ФЗ — это преимущества по цене, которые предоставляют поставщикам отечественной продукции в тендерах отдельных видов юридических лиц. В 2020 году такие преимущества увеличат до 30% и введут новые запреты для поставщиков иностранных товаров.

Скачать постановление правительства №925 от 16.09.2016 о приоритете для российских товаров
Скачать проект изменений в постановление правительства №925 об увеличении ценовых преференций до 30%
Скачать проект изменений в ПП №925 о новых запретах в закупках по 223-ФЗ

Новые правила в закупках с приоритетом по 223-ФЗ

Минпромторг на официальном сайте проектов нормативных актов опубликовал проект постановления об изменении правил предоставления приоритета отечественным товарам и исполнителям в закупках в рамках импортозамещения по 223-ФЗ. Ведомство предложило увеличить до 30% ценовую преференцию и закрепить порядок подтверждения страны происхождения.

Планируют изменить постановление №925 от 16.09.2016 и внедрить в него механизм, который уже используется в госзакупках по 44-ФЗ. По контрактному законодательству подтверждают производство продукции в России или стран ЕАЭС сведения о такой продукции в реестрах промышленной продукции. Формирует и ведет эти реестры Минпромторг. Министерство в течение мая-июня 2020 года определит порядок включения информации в эти реестры.

А сейчас реестров как таковых нет. На сайте Минпромторга есть только перечень промышленной продукции, произведенной на территории РФ.

1

А еще в ПП №925 планируют добавить п. 6 (1) такого содержания:

Установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами по перечню согласно приложению, используемых при осуществлении закупок для обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом ‎«О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».

Получается, что приоритет в 223-ФЗ получит отечественная продукция, которая закупается для обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры страны.

Объекты критической информационной инфраструктуры — информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления.

Субъекты критической информационной инфраструктуры — госорганы, госучреждения, российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым ‎на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере здравоохранения, науки, транспорта, связи, энергетики, в банковской сфере ‎и иных сферах финансового рынка, топливно-энергетического комплекса, ‎в области атомной энергии, оборонной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности, российские юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые обеспечивают взаимодействие таких систем или сетей.

Читайте также:  Чем обрабатывать швы после стерилизации собаки

Планировалось, что ограничения иностранным лицам по 223-ФЗ распространят на продукцию с кодом ОКПД2 26.20.2 — устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных.

1 proyekt zapret 925 v chasti skhd red 2 1

Зачем изменяют

Предлагаемые проектом постановления изменения правил защищают важнейшие интересы безопасности, ‎в том числе для этих целей ограничили права владения российскими юридическими лицами поставщиков со стороны иностранных граждан, уровень возможной финансовой зависимости таких поставщиков.

Новые правила в национальном режиме по 223-ФЗ для использования отечественных систем хранения данных снизят негативное влияние внешнего воздействия посредством сбора и обработки различной информации о гражданах и деятельности различных органов власти.

2019 11 18 14 51 41

Введут минимальные квоты и отчет о закупках у российских производителей

На сайте проектов нормативных актов Минпромторг опубликовал проект закона об изменении 223-ФЗ. Предусмотрели новые правила применения национального режима по 223-ФЗ — правительство утвердит сферы закупок и перечень ТРУ, на основании которых заказчики будут выполнять минимальную долю закупок товаров российского происхождения (квоты) в суммарном годовом объеме. Эти квоты придется выполнять и в тендерах на работы и услуги.

Чтобы реализовать инициативу, уточнят п. 1 ч. 8 ст. 3 223-ФЗ. В рамках реализации законом 223-ФЗ предусмотрены преференции. Правительство уже приняло постановление №925 от 16.09.2016 о приоритете российской продукции и работ (услуг), которые выполняются российскими предпринимателями, по отношению к зарубежной продукции и иностранным исполнителям. А предлагаемый механизм по доле закупок российских товаров — дополнительный инструмент реализации, а не механизм отмены приоритета.

Еще законопроектом правительство наделяется полномочиями по определению:

Зачем вводят квоты

Планируют, что такие преференции для российских производителей в закупках по 223-ФЗ позволят на постоянной основе ориентировать деятельность заказчиков ‎на закупки преимущественно отечественной продукции. А это положительным образом повлияет на темпы роста потребления высокотехнологичной российской продукции. Законопроект призван поддержать российских товаропроизводителей, в том числе решить вопросы диверсификации организаций оборонно-промышленного комплекса в части стимулирования выпуска высокотехнологичной гражданской продукции.

Когда устанавливают приоритет по 223-ФЗ в 2020 году

В п. 1 постановления правительства №925 от 16.09.2016 указано, обязательно ли применять с 2020 года по 223-ФЗ приоритет российского происхождения товаров, — да, обязательно в конкурентных процедурах. Исключение — закупки у единственного поставщика.

Как правило, преференции предоставляют в размере 15% от цены, которую предложил участник. Исключение — закупка товаров из Единого реестра российской радиоэлектронной продукции. В таких тендерах преимущество устанавливают в размере 30%, а в отдельных случаях предусмотрено дополнительное снижение цены для оценки заявок. Это указано в п. 2, 2.1, 3, 3.1, 4, 4.1 ПП №925.

Наряду с отечественными товарами (работами, услугами) преимущества предоставляют ТРУ из ЕАЭС. Такую позицию высказало ФАС в письме №ИА/102692/19 от 22.11.2019 и Минэкономразвития в письме №ОГ-Д28-4261 от 10.04.2017.

Страна происхождения определяется заказчиком на основании сведений о товаре, которые участник предоставил в заявке. Для этого включают в закупочную документацию требование об указании участником в заявке наименования страны происхождения товара.

Не требуйте документов, которые подтвердят страну. Достаточно того, что участник пропишет в заявке. Принадлежность участника к стране определяйте на основании документа о регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) или на основании документа, который удостоверяет личность, если участник — физическое лицо. Это закреплено в п. 5 постановления №925.

Как работает приоритет российских товаров в закупках по 223-ФЗ

Механизм предоставления преференций применяется в разных процедурах по-разному. Изложили механизм предоставления преимуществ в таблице.

При заключении договора цена победителя, предложившего иностранные товары (работы, услуги), снижается (п. 3, 3.1 постановления №925):

Если цена снижена до нуля и начались торги за право заключить договор, то победитель заплатит больше на 15% или 30% соответственно, чем он предложит (п. 4, 4.1 постановления №925).

Цена участника, который предложил отечественные товары (работы, услуги), снижается для оценки и сопоставления заявок по п. 2, 2.1 ПП №925:

Договор по результатам таких закупок заключается по цене, которую изначально предложил победитель.

Когда не работает приоритет по 223-ФЗ

В п. 6 постановления №925 указано, что эти правила не применяют в таких ситуациях:

Особенности исполнения договоров с преимуществами

Если предоставили участнику приоритет, в ходе исполнения договора с таким участником не меняйте страну происхождения продукции. Исключение — когда иностранный товар меняется на аналогичный из стран ЕАЭС, а характеристики новых товаров качественно не хуже изначально прописанных в договоре. Это указано в пп. «и» п. 5 постановления №925.

Наряду с приоритетом отечественных производителей в закупках установлены преференции по 223 субъектам малого предпринимательства отдельными видами юридических лиц.

sidayev dmitry

Получил 3 диплома с отличием по юриспруденции и управлению закупочной деятельности. Работал ведущим специалистом в администрации муниципального образования, специалистом по размещению заказа в федеральной организации и руководителем тендерного отдела.

Источник

Особенности национального режима при закупках компаний с государственным участием

Младший юрист Юридической фирмы «BRACE»

С учетом политической ситуации и активным введением ЕС и Россией санкций, вопрос применения национального режима в закупках становится особенно актуальным.

Национальный режим представляет собой определенные правила, которые применяются в отношении:

• продукции, происходящей из иностранного государства или группы иностранных государств в процессе проведения закупок отдельными видами юридических лиц, указанными в Федеральном законе от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ);

• работ и услуг, которые выполняются (оказываются) иностранными лицами при осуществлении заказчиками закупок;

• на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, указанных международными договорами Российской Федерации.

Национальный режим применяется в целях развития внутренней экономики страны, формирования наиболее выгодных условий для российских производителей.

Страна происхождения товара, как правило, подтверждается следующими документами:

• сертификат, который выдается соответствующим органом страны происхождения продукции;

• заключение о происхождении – выдается Минпромторгом России;

• декларация – составляется в свободной форме;

• акт экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;

• копия специального инвестиционного контракта, согласно которому юридическое лицо инвестирует в производство товара в стране не менее 3 млрд. рублей и более, и товар закупается без конкурса.

В частности, согласно пункту 2 статьи 59 Таможенного кодекса Российской Федерации документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

Ниже рассмотрим особенности применения национального режима в рамках Закона № 223-ФЗ.

Применение национального режима по 223-ФЗ

Применение национального режима в рамках Закона № 223-ФЗ регламентировано постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление № 925).

Целью Постановления № 925 является предоставление преимущества для товаров, работ, услуг отечественного производителя. Процедурами закупки, при которых Постановление № 925 реализуется, являются конкурс, аукцион и иные способы закупки. Исключение составляют закупки у единственного поставщика.

В п. 8 Постановления № 925 содержится норма, согласно которой приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014.

При этом само Постановление № 925 не содержит указаний, при каких условиях должно применяться указанное в п. 8 Постановления Генеральное соглашение по тарифам и торговле и Договор о Евразийском экономическом союзе.

В Приложении № 25 к Договору о создании ЕАЭС содержится определение национального режима. Под ним следует понимать режим, предусматривающий, что каждое государство-член ЕАЭС для целей закупок обеспечивает товарам, работам и услугам, происходящим с территорий государств-членов, потенциальным поставщикам государств-членов и поставщикам государств-членов, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги, режим не менее благоприятный, чем предоставляемый товарам, работам и услугам, происходящим с территории своего государства, а также потенциальным поставщикам и поставщикам своего государства, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги.

Таким образом, с точки зрения самого Договора о ЕАЭС, Российская Федерация как его участник обязана установить национальный режим в закупках и для товаров, происходящих с территории государств-членов ЕАЭС.

Судебная практика на данный счет достаточно разнообразна. Приведем несколько примеров.

Однако, ранее имели место и противоположные решения. Например, в одном из решений контрольным органом было установлено, что поскольку аутентичное толкование и иное легальное толкование Постановления № 925 на сегодняшний момент отсутствует, правоприменитель должен опираться на текст Постановления № 925 в той редакции, в какой постановление действует.

Исходя из буквального толкования пункта 8 Постановления № 925, приоритет должен предоставляться ТРУ исключительно российского происхождения.

Последствием некорректного толкования данного постановления является предоставление приоритета странам-участникам ВТО и ЕАЭС. С учетом того, что в ВТО на сегодняшний день входит порядка 164 государств, применение Постановления № 925 в таком случае вряд ли станет действенным механизмом импортозамещения, поскольку утрачивается изначально установленный смысл приоритетности товаров российского происхождения.

В соответствии с Постановлением № 925 к победителю применяется 15%-ный понижающий коэффициент в случае, если закупка проводилась путем конкурса или в виде иной процедуры, при которой победитель определялся на основе стоимостных критериев и сопоставлением заявок, соответствующим документации. При этом заявка должна содержать российские товары, либо выполняться российским лицом. При выполнении данных условий контракт заключается по цене участника-победителя, предложившего наиболее низкую цену.

Контракт заключается с победителем по сниженной на 15 % цене в том случае, если процедура проводилась путем аукциона или способом понижения цены на «шаг». А также, если в заявке указан иностранный товар, либо услуга, оказываемая иностранным лицом.

Если при данных условиях цена контракта снижается до нуля и проводится на право заключения договора, то договор заключается с победителем по стоимости выше на 15 % от предложенной им.

В Постановлении № 925 не приводится перечень товаров, работ, услуг, к которым применяются запреты, ограничения и условия к допуску. Поэтому национальный режим по Закону № 223-ФЗ имеет огромную сферу действия.

В случаях, когда на участие в электронном аукционе подано несколько заявок и от российских поставщиков, и от иностранных, но российские заявки в ходе торгов были отклонены, то заказчик должен снизить цену договора иностранному поставщику.

На практике достаточно часто встречаются смешанные заявки, которые также регулируются правилами, установленными Постановлением № 925. В таких ситуациях необходимо определить стоимостное соотношение товаров российского происхождения, работ и услуг, осуществляемых российскими лицами, и товаров иностранного происхождения, работ и услуг, осуществляемых иностранными лицами, а так же, исходя из способа закупки, правильно применить Постановление №925.

В случае, если при проведении конкурса или аналога конкурса, в заявке содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 % стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг снижение цены при расчете по критериям не применяется.

Получается, если в конкурсе участвует смешанная заявка, в которой товаров, работ или услуг (далее – ТРУ) российского происхождения менее 50%, то снижение цены при расчете по критериям не применяется.

На аукционе или аналоге аукциона, если в заявке содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 % стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг, то снижение цены договора не применяется.

Таким образом, если в аукционе участвует смешанная заявка, в которой ТРУ российского происхождения более 50%, то снижение цены договора не применяется.

При размещении закупок важно учитывать, что определенного перечня ТРУ по данному Постановлению № 925 не предусмотрено, в отличие от закупок по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регламентированных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Это, в свою очередь, означает, что действие Постановления № 925 распространяется на все виды товаров, работ и услуг. Действие Постановления № 925 также распространяется на все способы закупки согласно положению о закупках, а исключением являются закупки у единственного поставщика. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.12.2017 №505-ФЗ, разделивший закупки по Закону № 223-ФЗ на конкурентные и неконкурентные, не увеличило количество исключений из действия Постановления № 925. Все конкурентные и неконкурентные закупки, кроме закупок у единственного поставщика, должны проводиться в соответствии с Постановлением № 925.

Конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

• путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

• иными способами, установленными положением о закупке.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением установленных Законом № 223-ФЗ требований.

Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям осуществления конкурентной закупки, указанным выше.

Механизмы применения Постановления № 925

Исходя из количества возможных способов проведения закупок были разработаны два механизма применения Постановления № 925.

Первый механизм регламентирует проведение конкурса или аналога конкурса (запрос котировок и запрос предложений), когда выбор победителя осуществляется по одному (наименьшая цена) или нескольким критериям (оценка и сопоставление), указанным в заявке на участие.

Второй механизм применения Постановления № 925 предполагает ситуацию, когда установлен размер шага, на который может изменяться НМЦК. Согласно указанному механизму в случаях, когда в заявке победителя нет предложения ТРУ российского происхождения может быть заключен договор с победителем по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены договора.

Таким образом, в положении и документации необходимо описать:

• критерии оценки (снижение цены на 15 %);

• заключение договора (снижение/увеличение цены на 15 %);

• условие отнесения участника закупки к российским/иностранным лицам;

• когда приоритет ТРУ не предоставляется;

• требования к составу заявки на участие в закупке;

• порядок рассмотрения заявок (не может быть отказа в допуске из- за отсутствия страны происхождения);

• порядок заключения договора (страна из заявки);

• порядок изменения договора (замена страны).

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что при осуществлении закупок по Закону № 223-ФЗ использовать Постановление № 925 необходимо всегда, а также с учетом ГАТТ 1994 года и Договора о ЕАЭС и практики УФАС.

Применяя Постановление № 925 на практике важно установить границы его применения. Постановление № 925 вступило в силу с 01.01.2017 и не распространяется на закупки, извещения, о проведении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие, в которых направлены до дня вступления в силу Постановления.

Таким образом, можно сделать вывод, что национальный режим направлен на развитие экономического благосостояния нашей страны и на поддержку российского товаропроизводителя и создание ему экономически выгодных условий участия в закупках.

1 Решение УФАС по городу Москве от 9 ноября 2018 г. № 1-00-1848/77.

2 Письмо Минэкономразвития России от 24.04.2017 № Д28и-1656.

3 Решение УФАС по Нижегородской области от 03.05.2017 г. № 223ФЗ-369/17.

4 Решение УФАС по новосибирской области от 22.05.2017 № б/н.

Источник

Adblock
detector
Как применять приоритет товаров российского происхождения по 223-ФЗ в аукционе и других тендерах, где пошагово снижается цена Как применять приоритет в конкурсе или иной закупке, где победителя выбирают по критериям оценки заявок или им признается лицо, которое предложило самую низкую цену договора