Чем подчеркивается прямая речь

Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

Знаки при прямой речи

Пунктуация

§ 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:

1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:

    Маленькая девочка бежала и кричала:
    – Не видали маму?

2. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце ее ставятся кавычки, например:

    Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»

Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:

    Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка».

§ 196. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:

а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи – знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:

    Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил».

б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком – тире, например:

    «А что Казбич?» – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:

перед словами автора знак вопросительный, или знак восклицательный, или многоточие в соответствии с характером первой части прямой речи, или запятая (если ни один из указанных знаков не требуется), а после них – тире;

после слов автора – точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая – если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее, например:

    – Не хотите ли подбавить рому? – сказал я моему собеседнику. – У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно.

Примечание 1. Если в слова автора заключаются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире, например:

    – Идем, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь?

Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.

Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.

§ 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:

    «Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?» – «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» – «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» – «Где поется, там и счастливится».

Источник

Прямая речь

Прямая речь — это точ­ная пере­да­ча чужой речи с сохра­не­ни­ем осо­бен­но­стей лек­си­че­ско­го соста­ва и син­так­си­че­ско­го построения.

Что такое прямая речь?

В про­из­ве­де­ни­ях худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры ведет­ся повест­во­ва­ние от лица авто­ра. В автор­ском тек­сте часто исполь­зу­ет­ся пря­мая речь — дослов­ное выска­зы­ва­ние или сооб­ще­ние того лица, кто что-то гово­рит или дума­ет. Прямая речь бук­валь­но пере­да­ет выска­зы­ва­ние или мыс­ли пер­со­на­жа произведения.

«Да не пере­жи­вай ты так!» — ска­за­ла сест­ра и обод­ря­ю­ще улыб­ну­лась мне.

«Что мне отве­тить ему?» — поду­ма­ла Катя.

Как дослов­ная пере­да­ча выска­зы­ва­ния, пря­мая речь сохра­ня­ет все его особенности.

lazy placeholder

Предложения с пря­мой речью состо­ят из двух частей:

Речь авто­ра сопро­вож­да­ет выска­зы­ва­ние гово­ря­ще­го лица. В автор­ских сло­вах упо­треб­ля­ют­ся сло­ва и сло­во­со­че­та­ния, обо­зна­ча­ю­щие про­цес­сы речи или мысли:

Нередко сло­ва пер­со­на­жа пред­ва­ря­ют гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие дей­ствия или чув­ства, сопро­вож­да­ю­щие про­цесс разговора:

В пред­ло­же­нии автор­ские сло­ва и пря­мая речь объ­еди­ня­ют­ся инто­на­ци­ей и смыслом.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ет мно­же­ство вари­ан­тов оформ­ле­ния пред­ло­же­ний с пря­мой речью в зави­си­мо­сти от место­по­ло­же­ния речи гово­ря­ще­го лица по отно­ше­нию к сло­вам автора.

Прямая речь может находиться

Рассмотрим основ­ные спо­со­бы пунк­ту­а­ци­он­но­го оформ­ле­ния пред­ло­же­ний с пря­мой речью. Составим схе­мы пред­ло­же­ний, исполь­зуя услов­ные обозначения:

Прямая речь перед словами автора

Постановка зна­ков пре­пи­на­ния в пред­ло­же­нии с пря­мой речью зави­сит от её места по отно­ше­нию к сло­вам автора.

Читайте также:  Чем отмыть накипь в чайнике в домашних условиях эмалированный

Если пря­мая речь начи­на­ет пред­ло­же­ние, то она заклю­ча­ет­ся в кавыч­ки, а пер­вое её сло­во пишет­ся с про­пис­ной бук­вы. После кавы­чек ста­вит­ся запя­тая, если это повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние. Вопросительный, вос­кли­ца­тель­ный знак или мно­го­то­чие упо­треб­ля­ют­ся перед кавыч­ка­ми. Затем ста­вим тире, а после­ду­ю­щие сло­ва авто­ра пишем со строч­ной (малень­кой бук­вы). В кон­це пред­ло­же­ния ста­вим завер­ша­ю­щий знак — точку.

Схемы оформления предложений с прямой речью перед словами автора

«Я уже про­чи­та­ла эту повесть Пушкина», — ска­за­ла Аня.

«Сколько мож­но звать тебя!» — гром­ко вос­клик­ну­ла сестра.

Источник

Чем подчеркивается прямая речь

Group 79 1

Как правильно оформить прямую речь

Рассмотрим примеры.

Доктор озабоченно повернулся ко мне: «Джим, мальчик мой, что случилось?»

Я показал достопочтенным джентльменам карту и пояснил: «Доктор, сквайр, на „Адмирал Бенбоу“ напали пираты, они искали вот эту карту».

Трелони вскочил, едва не опрокинув кресло, и горячо воскликнул: «Мерзавцы ещё поплатятся за свои злодеяния!»

Если прямая речь начинает предложение, то она отделяется от авторского текста тире. Слова автора пишутся со строчной буквы. Прямая речь выделяется кавычками и предусматривает три знака препинания в конце реплики: вопросительный и восклицательный знак и запятую. Запятая располагается после закрывающих кавычек, все остальные — перед.

Рассмотрим схемы оформления прямой речи:

Рассмотрим варианты оформления прямой речи в тексте.

В случае, если реплика оказывается внутри авторского текста, по правилам оформления прямой речи фраза выделяется кавычками и начинается с заглавной буквы. После первого отрывка авторского текста ставится двоеточие, второй отделяется запятой или тире. Тире ставится в том случае, если попавшая в прямую речь реплика заканчивается восклицанием или вопросом.

Посмотрим на варианты оформления прямой речи в тексте.

Доктор пожал плечами, произнёс: « Ох уж этот сквайр» , и скрылся в дверях своей каюты.

Билли Бонс задумчиво поглядел вслед слепому, затем повернулся ко мне, грубо крикнул: «Мальчишка, принеси мне рому !» — и решительно выскочил из комнаты.

«Джентльмены, отличные новости, — улыбаясь во все 32 зуба, сообщил доктор Ливси. — Сюда направляются пираты!»

«Просыпайтесь, все! — истошным голосом закричал Трелони. — Пираты идут!»
«А где Джим? — сонным голосом поинтересовался Ливси. — Он так пропустит всё веселье».

Прямая речь, разделённая словами автора, использует следующие схемы оформления.

Предыдущие примеры нужны, когда вам нужно передать одно-единственное высказывание персонажей. Если вам нужно описать беседу двух или более лиц, следует использовать диалог.

В диалоге все реплики начинаются с новой строчки, предваряются знаком тире и не требуют кавычек.

— Итак, Джим, — произнёс доктор Ливси, откидываясь в кресле, — чем мы обязаны столь неожиданному визиту?

— Джентльмены, — собравшись с силами, произнёс я, — я хочу обратиться к вам за помощью. На «Адмирал Бенбоу» напали пираты.

— Пираты! — вскричал Трелони, вскакивая с кресла. — Здесь? В Англии?

— Да, — подтвердил я. — Полагаю, их интересует это. — Я положил на стол карту, позаимствованную из сундука Билли Бонса. — Полагаю, эта карта укажет путь к сокровищам, спрятанным самим капитаном Флинтом.

Доктор Ливси опёрся кулаками об стол, обвёл нас пристальным взглядом и произнёс:

— Господа, полагаю, наш ход действий очевиден. Мы должны сами добраться до острова и найти эти сокровища, чтобы они не попали в руки к пиратам!

— Мне нужно предупредить матушку, — неуверенно сообщил я.

— Полагаю, с этим проблем не будет, я беру тебя под свою ответственность, — заверил меня доктор и повернулся к Трелони. — А что скажете вы, сквайр? — поинтересовался он.

— В Бристоль, друзья! — вскричал Трелони.

В зависимости от объёма используемого фрагмента, цитаты оформляются по правилам прямой или косвенной речи. Первое применимо к полным самостоятельным предложениям, во втором случае следует руководствоваться правилами косвенной речи и огородить цитируемый текст кавычками. Заглавная буква в первом слове фрагмента не нужна, равно как и двоеточие после авторского текста.

Если вы решили опустить часть цитаты, то на месте пропущенного куска нужно поставить многоточие. Если лакуна выпала на начало цитаты, а сам цитируемый фрагмент, в свою очередь, начинает предложение, первое слово пишется с заглавной буквы. В противном случае оно начинается со строчной.

Стихи и эпиграфы выделять кавычками не нужно.

Источник

Прямая речь: схемы оформления с примерами

Чтобы не пересказывать содержание справочников Розенталя и Лопатина, где прямой речи посвящены целые разделы (!), в которых эта тема рассмотрена подробно, прибегнем к упрощению — схемам. Представим наглядные образцы оформления разных случаев со знаками препинания.

Читайте также:  Отделка квартиры с нуля в новостройке с чего начать

На схемах А и а — слова автора, П — прямая речь, !?… — восклицательный знак, вопросительный знак или многоточие — любой из этих знаков.

Прямая речь после слов автора

Прямая речь перед словами автора

Прямая речь внутри слов автора

Выбор варианта оформления — первый, с запятой, или второй, с тире, — зависит от того, нужна ли запятая в месте разрыва слов автора. Мысленно выбрасываем прямую речь:

Учитель предупредил, открыл книгу и начал диктовать. Запятая нужна. Значит, она остается — ставится после прямой речи. Правило:

запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора.

Учитель предупредил и открыл книгу. Запятая между однородными сказуемыми, соединенными союзом «и», не нужна — после прямой речи ставим тире. Правило:

тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора.

В третьем же случае не нужно ничего мысленно выкидывать — достаточно того, что в конце прямой речи стоит восклицательный знак, или вопросительный, или многоточие. Это и есть основание для постановки тире. Правило:

тире ставится, если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком.

Иначе говоря, при наличии в прямой речи знаков !/?/… первое правило (запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва слов автора) не действует и вместо запятой ставится тире.

Разница хорошо заметна на таких фразах:

Сказав: «До встречи», она быстро вышла.

Сказав: «До встречи!» — она быстро вышла.

Слова автора внутри прямой речи

Схемы оформления цитат

Цитаты чаще всего оформляются по правилам для прямой речи ↑.

Проверим ваш текст

Проверить грамотность вашего текста? Закажите оценку стоимости корректуры или редактуры.

Это заметка из блога редакторского бюро «По правилам». Разбираем интересные примеры, частые ошибки и сложные случаи из практики. Чтобы следить за новыми публикациями, подпишитесь: Telegram, Facebook, «ВКонтакте».

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Прямая речь. Диалог

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Прямая речь – это высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно.

Косвенная речь – воспроизведение чужого высказывания, которое каким-то образом изменено.

Диалог – это разговор двух или более лиц.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение,2016. – с. 113,116

1. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1 // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с.143

2. Панов М. В., Русский язык. 5 класс. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. – М.: Русское слово, 2008 – с. 347

3. Розенталь Д. Э. Русский язык на отлично. Правила и упражнения. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2009 – с. 281-283

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Когда мы хотим передать слова собеседника или свои собственные, но сказанные ранее, то мы используем предложения с прямой речью.

Прямая речь – это дословная, точная передача чужого высказывания. Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автора и собственно прямой речи. Рассмотрим предложение из повести А. Гайдара «Тимур и его команда».

18459c55 ffd8 4fdd 9906 b677c9990d16

Слов автора и прямая речь связываются без союзов, по смыслу и при помощи интонации. Слова автора указывают, кому принадлежит высказывание, при каких условиях оно было произнесено, как произнесено.

Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё или в середине прямой речи. Найдём все варианты в повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда».

a673fefe d03b 4a4f 8b6b 230c443e47a1

В словах автора часто употребляются слова и словосочетания, которые обозначают процессы речи или мысли: говорить, сказать, спросить, ответить, прошептать, крикнуть, спросить, вспомнить и т.д.

На письме прямая речь выделяется кавычками.

В схемах прямая речь обозначается буквой П, п, слова автора – А, а. В некоторых учебниках прямая речь обозначается заштрихованным прямоугольником, а слова автора – прямоугольником без штрихов.

70d6970b d954 44f4 adf6 bb766c33e399

Схемы расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью выглядят следующим образом.

5ac1aac1 83be 49b4 9285 2a0cc76500b3

В первом столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора расположены перед прямой речью. Обратите внимание, что точка ставится после кавычек, а восклицательный, вопросительный знаки и многоточие – внутри кавычек.

Читайте также:  Чем можно убрать тоналку с одежды

Во втором столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора стоят после прямой речи. Обратите внимание, что во всех схемах слова автора пишутся с маленькой буквы.

В третьем столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора разрывают прямую речь. Более подробно с этими правилами вы будете знакомиться позже.

Прямая речь, представляющая собой разговор двух или более лиц, называется диалогом. Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику, а могут и отсутствовать.

Все реплики диалога даются с нового абзаца, и перед каждой репликой ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что при прямой речи, но без кавычек.

Прочитайте фрагмент повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» и обратите внимание на оформление диалога. В первой реплике приведён пример с использованием слов автора в диалоге.

На покрытой мешками соломе вокруг Тимура расположились ребята.

– В доме номер двадцать два девчонка плачет, – как бы нехотя сообщил Гейка.

– Чего же она плачет?

– Спрашивал – не говорит.

– А ты спросил бы получше… Может быть, кто-нибудь её поколотил… обидел?

– Спрашивал – не говорит.

– А велика ли девчонка?

– Вот ещё беда! Кабы человек… а то – четыре года! Постой, а чей это дом?

– Дом лейтенанта Павлова. Того, что недавно убили на границе.

Теоретический материал для углубленного изучения

Для передачи чужой речи от лица автора, но не того, кто её произнёс, часто используют предложения с косвенной речью. В косвенной речи обычно воспроизводится только содержание высказывания. Подлинные слова так или иначе изменены. Приведём пример из повести А. Гайдара «Тимур и его команда».

2d3c06ae d732 40a3 80bc 55d48231a71d

Во втором предложении указано, кто сказал, что он сказал, но дословно речь героини не передана.

С точки зрения синтаксиса, предложение с косвенной речью – это сложноподчинённое предложение. Главное предложение в нём – это слова автора, а придаточное – прямая речь. При замене прямой речи косвенной часто меняется порядок слов в предложении.

Придаточное предложение, передающее чужую речь, присоединяется к главному при помощи союзов.

Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение, то используются союзы что, будто.

Если прямая речь представляет собой побудительное предложение – чтобы.

Если прямая речь – это вопросительное предложение, то роль союзов выполняют вопросительные местоимения, наречия, частицы, которые были в прямой речи, или союз ли.

В косвенной речи личные местоимения 1-го и 2-го лица ставятся в форму 3-го лица. Местоимения и глаголы употребляются не от лица автора, а от лица того человека, который рассказывает об этом. Обращения, слова ДА и НЕТ, частицы и междометия при замене прямой речи опускаются.

Проанализируйте предложения из повести А. Гайдара «Тимур и его команда».

70c61be2 deaa 447b 9eee 9307116a8829

В первом предложении представлена прямая речь. При переводе её в косвенную появляются союзы что, чтобы. Местоимение наши меняется на местоимение их, обращение папа меняется на дополнение с добавлением глагола попросила папу.

Косвенная речь передает содержание прямой речи с большей или меньшей точностью.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены!)

Внимание раздался с чердака звонкий, торжествующий голос Жени. Подаю по форме номер один позывной сигнал общий.

Разбор задания: Читаем предложение. Находим в нём, кто говорит и что говорит. Мы видим грамматическую основу голос раздался. Это слова автора. Этот голос говорит внимание и подаю позывной. Следовательно, слова автора расположены в середине прямой речи. Слово внимание передаёт призыв, следовательно после него надо поставить восклицательный знак. Ответ: 2.

Выделите зелёным цветом слова автора в предложениях. (Знаки препинания не расставлены!)

1. Ольга в страхе спросила Женя, ты откуда? Как ты сюда попала?

2. Ты вся в грязи, лицо чёрное! Как ты сюда попала? опять спросила Ольга.

Разбор задания: В первом предложении Ольга спрашивает Женю, следовательно слова автора в начале предложения. Собственно прямая речь начинается с обращения.

Во втором предложении Ольга продолжает спрашивать Женю. Вначале идёт прямая речь, а потом слова автора.

1. Ольга в страхе спросила Женя, ты откуда? Как ты сюда попала?

2. Ты вся в грязи, лицо чёрное! Как ты сюда попала? опять спросила Ольга.

Источник

Adblock
detector